Врожденные и приобретенные признаки (Антропология казахов)

Внешне большая часть казахов близка к монголам, а по языку и по религии казахи близки к туркам. При этом казахи не считают монголов своими родственниками, а турков за родню признают. И хотя сильно набожными мусульманами казахи не являются, тем не менее, казахи тяготеют к мусульманской культуре Ближнего Востока, а культура Дальнего Востока скорее пугает казахов. Но если поставить рядом казаха, монгола и турка, то какой-нибудь малознакомый с антропологией посторонний человек явно покажет на родство казаха и монгола скорее, чем на родство казаха и турка. Но данный от природы физический тип не становится более значимым, чем приобретенные культурные признаки, такие как язык и религия.

казах, монгол и турок

Человек не может поменять свою расу, но может поменять язык и религию. Точно так же и популяция людей не может быстро изменить свой физический тип, но может поменять и язык, и религию в исторически короткие сроки, и таким образом обрести новые этнические связи. Для внутреннего ощущения этнической близости врожденные признаки, в первую очередь расовый тип, имеют значительно меньшее значение, чем признаки приобретенные, в первую очередь язык и религия. Признаки, которые человек не может изменить, имеют меньшее значение, чем изменяемые признаки.

Когда я это заметил, меня это несколько озадачило. Однако, если глубже посмотреть на суть вопроса, то можно заметить, что приобретенный признак, или, точнее говоря, признак, который можно изменить, всегда имел большее значение, чем признак данный природой. В обществе классовое различие имеет большее значение, чем национальное, особенно это касается высших классов. И, кстати, высшие классы, понимая опасность сближения по классовому признаку трудящихся слоев, всегда сеяли и будут сеять межнациональную смуту, именно опасаясь классовых объединений. Расовое и национальное происхождение как данный от рождения признак не играет в человеческом обществе главную роль. И это хорошо.

Тама. Елтай, Индерский район, Атырауская область.
Тама.
Елтай, Индерский район, Атырауская область.

Из книги “Антропология казахов”, 2011.
Раздел 4 – Размышления
Врожденные и приобретенные признаки (что важнее – происхождение или вера?)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *