Из книги “Антропология казахов”, 2011.
Раздел 3. “Племена”
Алшыны, ногайцы, сарматы
Диффузия
Границы между этносами условны. Редко бывает так, чтобы два соседних народа четко отделялись друг от друга не только территориально, но и по языку, культуре и т.д. Если такое и бывает, то это лишь до поры до времени, и связано с созданием барьеров в виде непроходимых государственных границ. Если же барьеров нет, то и границы между этносами чаще всего бывают расплывчатыми. Если кто-то думает, что есть четкая граница между украинцами и русскими, или между французами и испанцами, то он заблуждается – один этнос плавно перетекает в другой через какие-то промежуточные формы, малоизвестность которых создает иллюзию четкой границы. Диффузионные межэтнические процессы происходят всегда, а у кочевых обществ диффузия, вероятно, это явление не только естественное, но и неотвратимое. Крупные перемещения гуннов и татаромонголов известны историкам, но помимо заметных миграций существовали и проникновения небольших объединений – отдельных родов, семей, может и мелких племен. Эти проникновения, которые А. Н. Бернштам, говоря о киргизах, назвал «просачиваниями», незаметные или малозаметные для историков, могут, тем не менее, оказывать значительное влияние на общую картину, меняя ее кардинально в относительно короткие сроки. Просачивания монголоидных или имеющих разной степени монголоидную примесь элементов с востока на запад имело вид диффузии. И подчинялось ее законам – насыщенность проникновения падала по мере проникновения в инородную среду. Если посмотреть на этническую карту центра Евразии, то индекс монголоидности у разных этносов падает с востока на запад – монголы-казахи-башкиры-татары-угорские народы-русские и так далее. Но границы между этносами – это условность, которая стала иметь большое значение лишь с появлением пятой графы в паспорте, а также с определенными удобствами, связанными с этой графой. Фактически же этносы еще сто лет назад проникали друг в друга естественно. Это значит, что ослабление монголоидности по мере продвижения на запад должно было быть заметно не только в межэтническом сравнении, но и внутри одного этноса, особенно широко разбросанного географически. У казахов определенно степень монголоидности должна уменьшаться с востока на запад. Западные казахи должны быть более европеоидными, и по моим наблюдениям так оно и есть. Но явного, бросающегося в глаза уменьшения монголоидных примесей нет. Возникает вопрос – почему?
Мухамеджан Тынышпаев в своей «Генеалогии киргиз-казахских родов», предваряя описание племен младшего жуза (иногда собирательно называемых алшынами), написал «Сведения об отдельных родах Старшей и Средней Орд мы находили у истоков китайских, арабских, персидских, византийских, русских и местных. Об алчынах в истории не говорится». Это верно, многочисленных упоминаний названий племен казахского младшего жуза нет ни в китайских, ни в персидских, ни в европейских, ни в русских источниках. Вследствие этого любителям истории кажется, что происхождение алшынов загадочно. Возможно, происхождение отдельных племен или родов действительно науке и вправду неизвестно, но в целом происхождение казахов младшего жуза не покрыто тайной. Документы не упоминают племенных имен, но они четко называют государственные образования, действовавшие на территории Западного Казахстана. В обратнохронологическом порядке эти государства следуют так: Казахское ханство – Ногайская Орда – Золота Орда – Кыпчакское ханство – Хазарский каганат – государство гуннов – государства скифов-сарматов. Историками прошлого также задокументированы и перемещения этносов через рассматриваемые территории. Имея данные о государственных образованиях и исходя из тезиса, что пришлые кочевые племена не превосходили в своем количестве насельников, можно вполне уверенно высказываться о происхождении алшынов. Некоторые из упомянутых и неупомянутых государств имели земли нынешнего Западного Казахстана в качестве своей периферии, и потому народы этих государств нельзя прямо записывать в предков племен младшего жуза, но, тем не менее, определенное влияние на этногенез алшынов оказали и они. Таким образом, примерная цепочка этносов-предшественников выглядит так – сарматы-гунны-хазары-кыпчаки-золотоордынцы-ногайцы средневековые казахи. Но, конечно, не следует смотреть на указанные связи как на линейные, так как связи и переходы этносов друг в друга, конечно же, были сложнее.
Вкратце по физическим типам указанных этносов
Сарматы – это определенно европеоиды. Хотелось бы заметить, что сарматы и усуни имели разный тип, хотя и принадлежали к единой европеоидной расе. О. Исмагулов об этом пишет так: «В антропологическом составе населения Казахстана того времени (конец I-го тысячелетия до н.э. – начало нашей эры) обнаруживается параллельное развитие двух расовых типов: с одной стороны, на базе местных насельников развиваются племена сако-усуньского типа, с другой стороны племена савромато-сарматского типа, генетические корни последних уходят в эпоху бронзы Нижнего Поволжья. Дальнейшая судьба сарматов Западного Казахстана тесно связана с этнической историей племен средневекового Казахстана». Далее после сарматов в истории следуют гунны – пока гунны докатились до Поволжья, они уже значительно утратили свою монголоидность и состояли в значительной степени не из центральноазиатских, а из угорских племен. Гунны внесли небольшой монголоидный компонент в местных насельников, но он не был превалирующим, потому что население последующего за гуннами Хазарского каганата (хазары и барсилы) было европеоидным с небольшой, но заметной монголоидной примесью. После трехвекового господства хазар на историческую арену вышли кыпчаки, которые в этой части ареала фигурировали как половцы и вобрали в себя местные кочевые племена. Половцы тоже были преимущественно европеоидами, но, вероятно, монголоидная примесь у них была уже значительна. Но даже эта примесь не сделала кыпчаков ближе к монголам – они все равно были «полыми», то есть светловолосыми, «желтыми». Этноним «кыпчак» не должен никого смущать – к кыпчакам средневековья из казахских племен имеют отношение не только непосредственно кыпшаки среднего жуза, но и многие другие (если не все) рода и племена западной половины Казахстана. Здесь уместно зафиксировать момент – к середине XIII века кочевые племена Западного Казахстана были преимущественно европеоидными, с заметной монголоидной примесью.
Как выглядят алшыны сейчас?
Сейчас монголоидный компонент стал уже превалирующим. Но, тем не менее, по моим наблюдениям, у западных казахов кожа заметно светлее, иногда совсем белая, а волосы не так часто бывают черными как смоль. Это заметил еще А. И. Левшин в «Описании киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей», когда писал, что у казахов «женщины почти все черноволосые; мужчин же более темно-русых». А. И. Левшин более всего общался именно с казахами-алшынами и поэтому я отношу эту характеристику именно к ним. Кроме того, для жителей Приуралья (бывшей Букеевской орды) характерен узколицый, светлокожий тип с мелкими чертами лица. Такой тип, безусловно, встречается и в других регионах Казахстана, но характерным как мне кажется он является именно для Приуралья. А вот жители Мангышлака (адайцы и тазы), по моему мнению, в среднем имеют наименьшую монголоидную примесь среди всех казахов. Возможно, что действительно эти племена изначально подверглись наименьшему влиянию монголоидов, а может быть это результат поздних контактов с соседними туркменскими племенами, в результате которых адайцы получали европеоидный компонент того же самого местного (огузского) происхождения. В любом случае, европеоидная основа у адайцев проявляется очень заметно, хотя встречаются и ярко выраженные монголоидные типажи.
Кыпчаки
Возвращаемся к кыпчакам XIII века. В. Г. Тизенгаузен в «Сборнике материалов, относящихся к истории Золотой Орды» цитирует высказывание Аль Омари о жителях Золотой Орде – «В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они (Татары) смешались и породнились с ними (Кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (Татар), и все они стали точно Кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого что Монголы (и Татары) поселились на земле Кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (Кипчаков)». Монголов было не так много, и цитата Аль Омари означает, что кыпчаки просто ассимилировали пришлых монголо-татар, чем и добавили в свой этнос еще немного монголоидности. А вот значительную монголоидную примесь казахи-алшыны получили позже от калмыков. Возвращаюсь к А. И. Левшину, описывая физический тип казахов, он пишет: «Наружность киргизов ясно показывает смесь происхождения монголо-турецкого. Лица их не так плоски и широки, как у калмыков, но узкие черные глаза, малый рот, выдавшиеся скулы, редкая, клочком на конце подбородка растущая борода отличают их от племен турецких и приближают к монгольским. Причины тому заключаются: a) в смешении их с разными отраслями монгольского племени; b) в том, что сластолюбивейшие из них предпочитают калмычек собственным женщинам, и что, быв прежде с одной стороны окружены зюнгарами, а с другой — нынешними волжскими калмыками, они всегда старались похищать у них для себя жен».
Если в Восточном Казахстане большинство казахов имеют жгуче черные волосы, то в Приуралье основная масса казахов скорее темно-русые. Кроме того, как мне кажется, для Приуралья очень характерен светлокожий узколицый тип с мелкими чертами лица.
Ногайцы
Что касается ногайцев, то влияние друг на друга казахского и ногайского этносов очевидно было в виде всякого рода отношений, в том числе и брачных, а так-же проникновения друг в друга отдельных родов. Но это происходило в те времена, когда оба этноса уже существовали, и граница между ними была условна. Но до этого, то есть до возникновения как Ногайской орды, так и казахских государственных образований, все племена, и те, что вошли в состав казахского младшего жуза и те, что после стали ногайцами, были совместно в составе золотордынского народа, а еще раньше – в составе кыпчаков. Разделение золотордынских племен на ногайцев и казахов произошло довольно поздно, более чем вероятно, что к моменту раздела соседствующие племена казахов и ногайцев совершенно не отличались друг от друга. Это очень интересный момент, потому что на сегодняшний день немногочисленный ногайский народ имеет несколько субэтнических подгрупп. Часть ногайских субэтносов проживает в степи, и представители этих субэтносов, например, караногаи, внешне ничем не отличаются от казахов. Что, впрочем, вполне объяснимо. А вот те ногайские группы, которые проживают в горах, имеют внешность, схожую с внешностью прочих кавказских народов. Эти ногайцы, а также кумыки, есть потомки средневековых кыпчаков, которые ушли в горы еще до монгольского нашествия. Внешность этих потомков кыпчаков частью объясняется метисацией с соседними кавказскими народами, а частью – отсутствием значительной монголоидной примеси, которая была получена степными кыпчаками. Отсюда можно сделать вывод, что средневековые кыпчаки до монгольского нашествия, а, точнее говоря, до начала «просачивающейся» миграции монголоидных групп с востока, имели внешность схожую с внешностью нынешних горных ногайцев и кумыков, и лишь впоследствии, степные кыпчаки постепенно приобрели монголоидные черты, которые, по моему мнению, не стали определяющими.
Самые западные представители казахского этноса – адайцы, по моему мнению, в наименьшей степени проявляют монголоидные черты. Конечно, у адайцев также как и у всех остальных племен встречаются типы с яркой монголоидностью, но частота встречаемости таких типов меньше, а у большинства адайцев европеоидные черты преобладают над монголоидными.
Происхождение западных казахов
Таким образом, происхождение западных казахов понятно и тайной не является. Отдельные рода алшынов берут свое начало в кыпчакской среде, другие имеют отношение к хазарам, третьи являются потомками «просочившихся» родов с востока (может даже с Алтая и Монголии), а некоторые могут быть даже еще более древнего сармато-аланского происхождения. Зная происхождение всего младшего жуза, можно исследовать и происхождение отдельных племен. Но, к сожалению, опираться в этих исследованиях можно лишь на сохранившиеся в народе предания, шежире и на собственно названия родов и племен. Как уже было сказано выше, исторических источников о племенах младшего жуза нет.
Интересную информацию о возможном происхождении отдельных родов и племен младшего жуза можно прочитать в книге «Заметки о родоплеменных названиях Младшего жуза казахов или краткий словарь этнонимов казахов-алшынов» А. А. Нурумбаева. Приведенные в этой книге версии не равнозначны, некоторые натянуты, а вот другие довольно убедительны и от того удивительны. Например, для меня лично открытием стало более чем вероятное отношение племени берiш к барсилам. Действительно, барсилы – родственный хазарам народ, никуда не исчез и не рассеялся, он как жил на своей территории, так на ней и остался, дожив да наших дней в виде казахского племени берiш. Не кажется большой натяжкой и возможное происхождение названия племени алим (алимулы) от аланов. Вполне возможно отношение тана к танаитам, маскар к масагетам, кердери к кидаритам. Еще более вероятными кажутся связи некоторых алшынских племен с кангарцами. Впрочем, вполне вероятно, что исследователям придется смириться с тем, что происхождение отдельных казахских племен и родов так и останется неизвестным.
Pingback: Антропология казахов - Оглавление ⋆ Vladilen