Из книги “Антропология казахов”, 2011. Раздел 2. Главы 16, 17.
Андроновская археологическая культура была так названа по названию деревни Андроново, что в Красноярском крае, где археологами были откопаны городища людей бронзового века. Благодаря исследованиям археологов и антропологов сегодня можно сказать, что андроновцы представляли собой многочисленные племена, жившие на обширной территории от Урала до Енисея с запада на восток, и от Кургана до Ферганской долины с севера на юг. Вся территория современного Казахстана входит в ареал распространения андроновской культуры, захоронения андроновцев, а их насчитывается несколько десятков, археологи находили в Западном, Северном, Центральном и Восточном Казахстане. Известный советский антрополог Георгий Францевич Дебец даже высказал предположение, что андроновская культура не была привнесена извне, а сформировалась на территории современного Казахстана, что позволило О.Исмагулову даже называть антропологический тип андроновцев древнеказахстанским. Хотя памятников андроновской культуры и сохранились не так много, андроновцы были многочисленным народом. Можно предположить, что занимали они всю степную зону Казахстана, так как их способ хозяйствования подразумевал широкое использование пастбищ.
Андроновский человек строил дома, пас коров и лошадей, но не кочевал широко, хотя уже ездил на коне и использовал бронзовую упряжь. Бороду андроновец вероятно не носил, так как археологи нашли в захоронениях бронзовую бритву в деревянном футляре. А борода у андроновца должна была расти хорошо, так как андроновец был стопроцентным европеоидом. Лицо у андроновца было широкое, сильно профилированное, с выступающим носом, высоким переносьем. Антропологический тип андроновцев не имеет связей с современными европеоидными расами, а является вариантом древней протоевропейской расы, то есть предшествующей современным расам. Европеоидные племена андроновцев и есть та изначальная европеоидная составляющая южносибирской расы, тот базис, на который в последующие столетия постепенно накладывался монголоидный элемент.
Этот и последующие подразделы я решил проиллюстрировать фотографиями людей, чей физический тип, по моему мнению, совпадает с основным физическим типом описываемого времени. К примеру, в данном разделе я поместил фотографии казахов, обладающих внешностью, очень похожей на внешность далеких предков – андроновцев. Древние кочевники – андроновцы, населявшие некогда всю территорию Казахстана, были абсолютными европеоидами.
«Настоящие казахи»
Кто не слышал расхожую байку про то, что «настоящие казахи» есть голубоглазые блондины. Данное утверждение на уровне бытовой вульгарной истины распространено весьма широко. Распространено настолько, что об этом говорят не только сами казахи, но и другие народы, живущие в Казахстане. Причем мало кто из выдающих эту «истину» может дать более-менее вразумительный ответ на вопрос о том, откуда происходит такая интересная информация. Народное мнение существует, а о происхождении мнения, самому народу мало что известно.
Могу предположить, что кто-то где-то когда-то прочитал информацию о том, что некогда (без уточнения эпохи) территорию Казахстана населяли европеоиды. Информация эта ушла «в народ», при этом древние европеоиды стали в народном сознании сначала «древними казахами», а затем и казахами «настоящими», не «испорченными» монгольскими генами. Сколько я не спрашивал людей, а что же современный казах не есть казах «настоящий», всегда получал отрицательный ответ. В обывательском понимании современный казах – есть монгол, а значит казах ненастоящий. Ну что же, пускай в таком вот примитивном и испорченном виде исследования академика Исмагулова все же стали известны очень широкому кругу людей.
Примитивность же и ошибочность этой народной байки заключается в том, что европеоидный андроновский человек не был казахом, так же как не были казахами ни гунны, ни саки, ни усуни, ни даже кыпчаки. Это были совсем другие народы, которые выглядели совсем иначе, говорили на других языках и вели совсем иной образ жизни, отличный от казахского. Поэтому говорить о том, что европеоид эпохи бронзы был «настоящим казахом» ошибочно, да и глупо. А в «научном переводе» народная «мудрость» о «настоящих казахах» должна звучать так – современный казахский этнос сформировался из местного европеоидного населения, на которое постепенно, веками накладывался пришлый монголоидный элемент.
Арийцы и гаплогруппа R1a
Известность андроновцы получили не только из-за широкого ареала своего расселения и не только потому, что считается, что именно андроновцы одомашнили коня, но и потому, что скотоводы-андроновцы, известные науке по археологическим раскопкам, судя по всему, и являлись известными из исторических и культурных источников древними арийцами, то есть, той этнической общностью, которая впоследствии дала начало группе народов, говоривших на арийских языках. Еще более вероятно, что с древними арийцами можно отождествить не всех андроновцев, а лишь ту их часть, которая не стала развивать кочевое скотоводство, а уделила большее внимание развитию навыков земледелия.
Когда я только начинал писать эту книгу, некоторые осторожные люди меня предупреждали, что про антропологию следует писать очень аккуратно, потому что кое-кем различие людей, и в первую очередь антропологическое, воспринимается, прежде всего, как неравенство. И в истории уже есть примеры, когда антропологическое различие использовалось людьми для узаконивания неравенства. Иногда я намеренно стараюсь избегать употребления различных терминов, в том числе и потому, что всякого рода измерения черепов линейкой вызывают у людей не очень приятные ассоциации с евгеникой 30-х годов прошлого столетия, когда под идеологическую теорию превосходства одних людей над другими была подведена солидная база, использовавшая данные как истории, так и антропологии. Древние арийцы были использованы идеологами как предшественники «арийской расы», которая этими же идеологами была названа высшей. И хотя все понимают беспочвенность теорий расового неравенства, любая причастность к арийцам вызывает в обществе нездоровый интерес и в сегодняшний день. Отсутствие или нечеткость национальных идеологий заставляет людей искать некое величие в прошлом, которое, на самом деле, никак не влияет на значимость в настоящем, а, учитывая теорию пассионарности Л. Н. Гумилева, может даже говорить как раз об обратном. Идеологическая пустота активно заполняется легендами о великих предках в лице либо реально существовавших исторических личностей, либо в лице полумифических народов. Говорю «полумифических», потому что реальная (?) история этих народов начинает обрастать легендами, которые окутывают реальную историю плотной пеленой идеологического вымысла. В точности так же реальные исторические личности превращаются идеологами из живых людей в иконы и символы.
Древние арийцы благодаря теориям превосходства «арийской расы» над прочими получили в глазах обывателей статус настолько значимого в прошлом народа, что принадлежность к «арийцам» в настоящем значительно повышает значимость многих обывателей в их собственных глазах. Придуманные легенды становятся основой опасных идеологий. На форумах русских националистов я многократно видел упоминания о том, что именно славяне являются «истинными арийцами». В Таджикистане я тоже не раз слышал о принадлежности таджиков к «истинным арийцам», правда следует заметить, что таджики, гордо говоря о своем арийском происхождении, при этом не заявляют о своем превосходстве над другими народами, и потому распространенное название «Ориён» не вызывает ни у кого неприязни. Казахи тоже отметились своей причастностью к «арийской расе» – в одной популярной книжке для детей я прочитал, что казахи произошли от арийцев. В этой же книге употребляются такие выражения как «улус андроновцев» или «в аулах ариев». Я понимаю, что использование таких оборотов, призвано показать причастность казахов к арийцам, однако мне кажется, что такие обороты вряд ли кем-то воспринимаются очень уж серьезно. Еще мне кажется, что арийцев-андроновцев следует разделить на арийцев и андроновцев. Первые есть единица исторической науки и культуры, а вторые относятся к археологии и антропологии. Наследниками культуры древних арийцев являются некоторые индо-иранские народы, но навряд ли славяне и казахи, а вот наследниками скотоводов-андроновцев могут быть и являются не только индо-иранцы, но и казахи со славянами.
Проведя анализ костной ткани останков одиннадцати мужчин андроновской и смежных с ней культур из несвязаных между собой могильников, ученые смогли определить гаплотипы yDNA девяти из них. Из девяти у восьми оказалась гаплогруппа R1a, а у одного – C3. Все исследуемые останки были из коллекции Красноярского университета. Возможно, проводились еще какие-то исследования, потому что теперь о принадлежности всех андроновцев к гаплогруппе R1a говорится уже уверенно, а гаплогруппа R1a некоторыми даже называется «арийской». Среди казахов гаплогруппа R1a на момент написания книги была выделена лишь в 6% случаев, зато с очень высокой частотой она встречается у славян (около половины поляков, русских, украинцев, белорусов относятся к этой гаплогруппе), у худжандских таджиков и ишкашимцев (более 60%), и у брахманов Северной Индии (около 70%). Интересно, что у киргизов гаплогруппа R1a в зависимости от региона встречается с частотой от 40% до 60%, что еще раз подтверждает происхождение современных киргизов в том числе и от европеоидных динлинов и енисейских кыргызов. Следовательно, с большой долей уверенности можно утверждать, что андроновцы имеют непосредственное отношение к славянам, к некоторым группам таджиков, к киргизам и к индийским брахманам. Что до казахов, то даже если предположить, что со временем объем выборки возрастет, и доля R1a в общей массе увеличится, то все равно вряд ли она превысит 10%. То есть, среди казахов прямых потомков андроновцев по мужской линии вряд ли больше 10%.
Теоретически этому есть объяснение – территория Казахстана более полутора тысяч лет была ареной почти непрерывных миграционных потоков, и хотя мигранты в численном отношении никогда не превосходили насельников в каждый отдельно рассматриваемый период времени, в целом за полторы тысячи лет мигрантов было, конечно же, больше, чем местных жителей. А во-вторых, можно предположить, что перманентный поток кочевников с востока на запад был представлен в основном мужчинами, которые капля за каплей, в конце концов, и размыли изначальный генетический материал. Так что казахский этнос несет в себе гены андроновцев, но в основном уже не по прямой мужской линии.
Pingback: Антропология казахов - Оглавление ⋆ Vladilen