Поймать момент
Антропологические атласы иллюстрируются фотопортретами людей разных антропологических типов, и портреты эти имеют не только собственную научную специфику, но и эстетику тоже. Сказанное касается западных атласов, и в особенности старых западных атласов начала и середины ХХ века. Антропологические портреты отличаются от этнографических, хотя очень часто на этих портретах люди изображаются в национальной одежде, но на антропологических портретах акцент делается на чертах лица, а не на одежде, не на антураже, и тем более не на выражении лица и не на эмоциях. Тем не менее, черно-белые фотографии людей, снятых в фас и в профиль, сделанные истинными профессионалами своего дела, есть не просто документы, они есть и полноценные произведения искусства.
Глобализация и метисация последних пятидесяти лет привели к тому, что сейчас некоторые этносы и антропологические типы, можно сказать, что исчезли окончательно. Нет, они не были истреблены, но были ассимилированы более крупными соседями. Уникальные с антропологической точки зрения айны, или те же саамы, сейчас сильно метисированы соседними более крупными народами. В айнах, а точнее в тех, кто сегодня себя называет айнами, уже совсем не видно черт, благодаря которым был выделен айнский антропологический тип. А саамы, на мой непрофессиональный взгляд, уже практически неотличимы от финнов. А вот на старых фотографиях из атласов айны есть айны, а саамы есть саамы, и первых не спутаешь с японцами, а вторых – с финнами. Я видел серию портретов саамов из старого антропологического атласа и видел серию художественных портретов современных саамов, просто поразительно как сильно изменился этнос. А ведь еще каких-то сто лет назад соседние этносы отличались друг от друга весьма и весьма заметно, а сегодня этого нет. Еще мне кажется, что сейчас только на старых фотографиях можно увидеть настоящих нивхов, ительменов, орочей, кетов, других представителей малых сибирских народов, а также настоящих североамериканских индейцев, которые тоже заметно отличаются от своих в большинстве своем метисированных потомков. За прекрасные фотографии представителей малых народов (и уникальных антропологических типов) хочется сказать спасибо антропологам-фотографам, которые 50-100 лет назад успели поймать момент и запечатлели портреты представителей малых этносов до момента потери последними своей антропологической (а чаще всего и этнической) самобытности.
Дотошные западные ученые начала-середины прошлого века, создавая свои атласы рас человечества, почему-то совсем упустили из виду казахов – я ни разу не видел ни одной антропологической фотографии казаха того времени. Антропологический тип туранида в этих атласах представлен портретами узбеков. Да что там говорить о старых атласах, когда на сегодняшних форумах любителей антропологии туранская раса, иллюстрируется чаще всего не портретами казахов. Мне хотелось бы ликвидировать пробел. Изначально у меня была мысль сделать фотоальбом казахских портретов, схожих в чем-то с антропологическими портретами старых атласов, но при этом, чтобы они имели и определенную художественную ценность, для того, чтобы буквально показать миру – вот так вот выглядят представители туранской расы, вот так выглядят казахский этнос. Еще мне хотелось таким альбомом зафиксировать момент, как зафиксировали момент для айнов или нивхов сто лет назад западные фотографы. И вовсе не потому, что казахскому этносу грозит ассимиляция, а потому, что антропология меняется не только вследствие метисации, которая, кстати, тоже имеет место быть, и через сто-двести лет, вполне возможно, казахский этнос будет выглядеть совсем не так как сегодня. И хотя сегодня каждый первый имеет фотоаппарат хотя бы и в сотовом телефоне, а каждый второй регулярно делает этим фотоаппаратом чей-нибудь портрет, настоящего альбома казахских портретов так пока и нет. Возможно, эта книга хоть как-то заполнит вакуум, несмотря на то, что сделанные мною казахские портреты и далеки от первоначальной задумки.
Пограничье
Не может быть так, чтобы две большие и явно отличающиеся друг от друга популяции одного вида имели четкую границу. На границах популяций всегда возникают переходные состояния, если только между популяциями нет естественных границ в виде природных преград, таких как горы или крупные водоемы. Человеческие расы – не исключение, более того, для человеческих популяций и природные преграды часто препятствиями не являются. В зависимости от происходивших процессов пограничные популяции, несущие признаки обоих крупных соседей, могут быть либо смешанными, либо переходными. То есть, либо две популяции в течении длительного времени метисировали на определенной территории и таким образом сформировали смешанную расу, либо промежуточная популяция возникла параллельно или даже раньше соседних рас, и поучаствовала в формировании фенотипов своих соседей. К примеру, саамы (лапландцы), имеющие ряд признаков монголоидной расы и заметно отличающиеся даже от своих ближайших соседей финнов и норвежцев, – это древнее население северной Европы, не подвергнутое никакой ассимиляции (до последнего времени). Переходная эфиопская раса, может быть, возникла в результате смешения негроидной и европеоидной рас, но некоторые считают восточно-африканский (он же эфиопский) антропологический тип очень древним, гораздо более древним, чем большие расы, и предполагают, что это именно из него появились и европеоидная, и негроидная расы. Более близкий, но менее известный пример переходной расы – это уральская малая раса, к которой относятся народы Урала – ханты и манси, по внешнему облику похожие на казахов, но отличающиеся от казахов происхождением.
Считается, что уральская раса – переходная, а не смешанная, в отличие от южносибирской. Мне кажется, что те популяции, в которых население более-менее однородно по своему физическому типу, являются древними, потому что в смешанных популяциях в последующих поколениях все равно рано или поздно проявляются антропологические типы всех предков, участвовавших в этногенезе. Точнее говоря, я полагаю, что относительная антропологическая однородность или, наоборот, неоднородность может, помимо прочего, служить доказательством смешанности, или древности, той или иной расы. Более или менее однородная эфиопская раса, похоже, имеет очень древнее происхождение. А вот наша южносибирская раса – относительно молодая, и однозначно смешанная, сложившаяся в результате метисации племен как европеоидной, так и монголоидной рас. Это видно по внешности казахов, среди которых до сих пор, несмотря на более чем тысячелетнюю метисацию, встречаются очень характерные типажи, с преобладающими признаками либо той или либо другой расы.
Для того, чтобы у читателя не сложилось впечатление, будто я совсем уж вознамерился перетащить казахов в лоно европеоидной расы (а если бы и хотел, то вряд ли бы у меня это получилось), и для того, чтобы показать антропологическое разнообразие казахского этноса, пожалуйста, прошу посмотреть и на портрет казаха, у которого монголоидные признаки явно превалируют. Некоторые считают, что отличить казаха от монгола невозможно. Если судить по этому портрету, то с этим можно согласиться, а вот портреты на предыдущих страницах отвергают это предположение.
Эпикантус
Про самую азиатскую черту лица отдельно. Самой характерной отличительной чертой представителей монголоидной расы является своеобразный разрез глаз. «Монгольский» глаз образован складкой верхнего века и эпикантусом. Эпикантус – это кожная складка, прикрывающая слезный бугорок. Хотя эпикантус и образует «монгольский» глаз, его нельзя назвать исключительной чертой только лишь монголоидов, потому что эпикантус встречается и у представителей других рас, например, эпикантус довольно часто бывает у бушменов в Африке и у саамов на севере Европы. И бушмены и саамы являются древним населением соответственно юга Африки и севера Европы, и те и другие жили и развивались изолированно от соседних народов, поэтому можно сделать вывод, что кожная складка на глазу не была привнесена извне, а появилась у этих народов независимо и никак не связана с влиянием представителей монголоидной расы. Интересно, что эпикантус имеет свойство исчезать с возрастом, но не у всех людей. Например, у немецких детей Баварии эпикантус встречается очень часто, а вот у взрослых баварцев его почти нет. А вот у большинства представителей монголоидной расы, например у китайцев, корейцев, представителей северных азиатских народов, эпикантус сохраняется и в старости.
Считается, что характерные черты монголоидов появились в результате продолжительного существования в условиях холодов и ветров, и якобы из-за этого появился и разрез глаз, и плоское и большое лицо, и структура кожи лица со слоем подкожного жира. Честно говоря, объяснение спорное, в первую очередь потому, что в момент появления монголоидной расы (12 тысяч лет назад) климат был иным, не таким как сегодня. Север Евразии и Берингия в тот момент не были покрыты слоем льда, а представляли собой обильные зеленые пастбища и леса. Так что, вряд ли узкие глаза появились из-за холода и ветра. Кроме того, если наличие эпикантуса у саамов еще как-то можно объяснить холодом, то у бушменов в Африке эпикантус вряд ли появился как защита от мороза и ветра. Как бы она ни появилась, кожная складка над верхним веком у монголоидов есть, и в основном именно она придает всему лицу азиатский вид.
Что касается казахов, то, считается, что эпикантус встречается в среднем у 40% взрослых людей, у детей – намного чаще, у стариков – почти совсем отсутствует. 40% – не так уж и много, и к тому же похоже на правду. У меня эпикантус есть, а вот у многих моих знакомых – нет. Факт того, что у большей части казахов эпикантуса нет выглядит немного странным, учитывая, что в среднем соотношение монголоидных и европеоидных элементов у казахов по примерной оценке антрополога О.Исмагулова считается равным 70% к 30%. То есть, имея преобладание монголоидного компонента самый монголоидный из всех признаков взрослые казахи демонстрируют не так часто.
У девочки на портрете светлые глаза, светлая кожа и светлые и мягкие волосы, а вот весь остальной облик у нее очень монголоидный. И в первую очередь, этот азиатский облик определяется глазами, и даже не цветом глаз, а их разрезом. Складка над верхним веком в совокупности с эпикантусом образует столь характерный «азиатский» глаз.
=====================
Книга “Антропология казахов”, автор: Аскар Исабеков
Раздел I. Наша раса. Поймать момент – Пограничье – Эпикантус
Pingback: Антропология казахов – Раздел I. Наша раса 2 ⋆ Vladilen
Pingback: Антропология казахов - Оглавление ⋆ Vladilen